Подписаться на рассылку
Ваш план формируется...

Электронные трудовые книжки в 2022 году

Создана: 29.09.2020 | Обновлена: 08.09.2022 | Время прочтения: 3 мин., 42 сек.

C 1 января 2021 года в организациях появились электронные трудовые книжки, а 2020 год считался переходным периодом. Переход может стал практически одномоментным.

Государственная Дума во втором чтении утвердила законопроект об электронных трудовых книжках. На данный момент ожидается, когда этот нормативно-правовой акт превратится в закон. О том, что нас ждут впереди электронные трудовые было впервые озвучено на 1 Международном Форуме Труда в Санкт-Петербурге с высоких трибун. И процесс по созданию электронного учета сведений о трудовой деятельности работников был запущен.

Самые главные вопросы, которые волнуют работников:

  1. Электронные трудовые книжки в России заработают с 2020 года. Все ли работники должны переходить на электронный учет трудового стажа? Можно ли отказаться от такой версии трудовой книжки?

  2. В настоящее время любой работник имеет право оставить традиционную трудовую (трудовую книжку на бумажном носителе) и пользоваться ей в последующее время.

    Однако, срок существования книжек, в привычном их виде, ограничен, – окончание их действия планируется на 2027 год. С 2027 года Трудовой кодекс РФ, “установит саму возможность ведения информации о трудовой деятельности и трудовом стаже в электронном виде”.

    Для того, чтобы сохранить «бумажную версию», работник должен будет написать заявление на имя руководителя своей организации.

    А также все работники, которые хотят, чтобы учет их трудового стажа осуществлялся только в электронном виде, должны также написать подобное заявление.

    Заявление о своем решении пишут абсолютно все работники в течение 2020 года и вплоть до 1 января 2021 года.

  3. Когда работодатель выдаст работнику трудовую книжку, если он изъявил желание перейти на электронную?

  4. Если работник выразил желание вести электронную трудовую книжку с 2021 года, то бумажную версию работодатель выдаст работнику на руки после 1 января 2021 года на самостоятельное хранение.

    Опытные кадровики рекомендуют обязательно сделать заверенную копию существующей книжки на бумажном носителе на последнем месте работы и скан копию бумажной версии, и хранить все копии отдельно на случай утраты. А до момента перехода на электронный учет трудового стажа, желательно, через личный кабинет Госуслуг или в своем отделении ПФР, получить данные из Пенсионного фонда о своем стаже и сверить его с записями в трудовой. Как показывает практика, у некоторых работников он не совпадает. Таким образом, необходимо в обязательном порядке в течение 2020 года обратится в ПФР и написать заявление о внесении правильных данных в личное дело. Это поможет при выходе на пенсию.

  5. Какую трудовую книжку должен оформить работодатель на впервые поступившего работника?

  6. Если к вам в организацию в 2020 году будет поступать на работу молодой специалист, ранее нигде не работавший, то вы, как работодатель, должны будете завести трудовую книжку на бумажном носителе в обязательном порядке, и далее работнику, до конца 2020 года, нужно предложить написать заявление о переходе на электронную трудовую или остаться на бумажной до 2027 года.

  7. Какую книжку должен оформить работник с 1 января 2021 года для вновь поступающих на работу?

  8. Если работник устроится на работу впервые, начиная с 1 января 2021 года, то все данные о трудовом стаже будут учитываться только в электронном виде.

  9. Что делать работодателю, если работник находится в отпуске по уходу за ребенком?

  10. Если ваш работник находится в отпуске по уходу за ребенком, то в этом случае работник не обязан являться на работу и писать заявление в 2020 году, а работодатель не вправе требовать от работника. Когда подойдет срок выхода из отпуска, работник должен будет выполнить эту процедуру.

  11. Как часто нужно передавать сведения в ПФР работодателям о своих работниках и их трудовом стаже.

  12. Работодатели будут передавать сведения о каждом работнике в Пенсионный Фонд с 1 января 2020 года ежемесячно и не позднее 15 числа каждого месяца.

    Если в организации происходит прием на работу или увольнение работника, то работодатель обязан передать эти сведения в ПФР в течение рабочего дня, следующего за приемом или увольнением.

  13. Как получить электронную книжку при увольнении?

  14. Порядок увольнения подразумевает, что работник в последний рабочий день получает трудовую книжку на руки. В случае, если сохранена бумажная версия, то весь порядок увольнения сохраняется прежним.

    Если работник выбрал электронную версию, то в день увольнения любой работодатель обязан выдать все сведения о трудовой деятельности работника либо на бумажном носителе, либо в электронном виде (если есть такая возможность).

  15. Где работник может получить выписку из трудовой книжки?

  16. Любой работник сможет получить выписку

    – у своего работодателя;

    – в отделении ПФР;

    – в отделении МФЦ.

  17. И самый главный вопрос: а нужно ли переходить на электронную трудовую книжку работникам предпенсионного возраста?

  18. Наверное, это риторический вопрос. Наши преподаватели по курсу Менеджер по персоналу (Специалист по кадрам) рекомендует тщательно взвесить все «за» и «против» прежде чем переходить на электронную версию.

Приглашаем специалистов на курсы дополнительного профессионального образования в сфере «Управление персоналом»:

Получайте качественные знания в Академии дополнительного образования, которые обязательно пригодятся вам в каждодневной работе!

Курсы на сайте