Электронные трудовые книжки в 2022 году
C 1 января 2021 года в организациях появились электронные трудовые книжки, а 2020 год считался переходным периодом. Переход может стал практически одномоментным.
Государственная Дума во втором чтении утвердила законопроект об электронных трудовых книжках. На данный момент ожидается, когда этот нормативно-правовой акт превратится в закон. О том, что нас ждут впереди электронные трудовые было впервые озвучено на 1 Международном Форуме Труда в Санкт-Петербурге с высоких трибун. И процесс по созданию электронного учета сведений о трудовой деятельности работников был запущен.
Самые главные вопросы, которые волнуют работников:
-
Электронные трудовые книжки в России заработают с 2020 года. Все ли работники должны переходить на электронный учет трудового стажа? Можно ли отказаться от такой версии трудовой книжки?
-
Когда работодатель выдаст работнику трудовую книжку, если он изъявил желание перейти на электронную?
-
Какую трудовую книжку должен оформить работодатель на впервые поступившего работника?
-
Какую книжку должен оформить работник с 1 января 2021 года для вновь поступающих на работу?
-
Что делать работодателю, если работник находится в отпуске по уходу за ребенком?
-
Как часто нужно передавать сведения в ПФР работодателям о своих работниках и их трудовом стаже.
-
Как получить электронную книжку при увольнении?
-
Где работник может получить выписку из трудовой книжки?
-
И самый главный вопрос: а нужно ли переходить на электронную трудовую книжку работникам предпенсионного возраста?
В настоящее время любой работник имеет право оставить традиционную трудовую (трудовую книжку на бумажном носителе) и пользоваться ей в последующее время.
Однако, срок существования книжек, в привычном их виде, ограничен, – окончание их действия планируется на 2027 год. С 2027 года Трудовой кодекс РФ, “установит саму возможность ведения информации о трудовой деятельности и трудовом стаже в электронном виде”.
Для того, чтобы сохранить «бумажную версию», работник должен будет написать заявление на имя руководителя своей организации.
А также все работники, которые хотят, чтобы учет их трудового стажа осуществлялся только в электронном виде, должны также написать подобное заявление.
Заявление о своем решении пишут абсолютно все работники в течение 2020 года и вплоть до 1 января 2021 года.
Если работник выразил желание вести электронную трудовую книжку с 2021 года, то бумажную версию работодатель выдаст работнику на руки после 1 января 2021 года на самостоятельное хранение.
Опытные кадровики рекомендуют обязательно сделать заверенную копию существующей книжки на бумажном носителе на последнем месте работы и скан копию бумажной версии, и хранить все копии отдельно на случай утраты. А до момента перехода на электронный учет трудового стажа, желательно, через личный кабинет Госуслуг или в своем отделении ПФР, получить данные из Пенсионного фонда о своем стаже и сверить его с записями в трудовой. Как показывает практика, у некоторых работников он не совпадает. Таким образом, необходимо в обязательном порядке в течение 2020 года обратится в ПФР и написать заявление о внесении правильных данных в личное дело. Это поможет при выходе на пенсию.
Если к вам в организацию в 2020 году будет поступать на работу молодой специалист, ранее нигде не работавший, то вы, как работодатель, должны будете завести трудовую книжку на бумажном носителе в обязательном порядке, и далее работнику, до конца 2020 года, нужно предложить написать заявление о переходе на электронную трудовую или остаться на бумажной до 2027 года.
Если работник устроится на работу впервые, начиная с 1 января 2021 года, то все данные о трудовом стаже будут учитываться только в электронном виде.
Если ваш работник находится в отпуске по уходу за ребенком, то в этом случае работник не обязан являться на работу и писать заявление в 2020 году, а работодатель не вправе требовать от работника. Когда подойдет срок выхода из отпуска, работник должен будет выполнить эту процедуру.
Работодатели будут передавать сведения о каждом работнике в Пенсионный Фонд с 1 января 2020 года ежемесячно и не позднее 15 числа каждого месяца.
Если в организации происходит прием на работу или увольнение работника, то работодатель обязан передать эти сведения в ПФР в течение рабочего дня, следующего за приемом или увольнением.
Порядок увольнения подразумевает, что работник в последний рабочий день получает трудовую книжку на руки. В случае, если сохранена бумажная версия, то весь порядок увольнения сохраняется прежним.
Если работник выбрал электронную версию, то в день увольнения любой работодатель обязан выдать все сведения о трудовой деятельности работника либо на бумажном носителе, либо в электронном виде (если есть такая возможность).
Любой работник сможет получить выписку
– у своего работодателя;
– в отделении ПФР;
– в отделении МФЦ.
Наверное, это риторический вопрос. Наши преподаватели по курсу Менеджер по персоналу (Специалист по кадрам) рекомендует тщательно взвесить все «за» и «против» прежде чем переходить на электронную версию.
Приглашаем специалистов на курсы дополнительного профессионального образования в сфере «Управление персоналом»:
- Специалист по управлению персоналом
- Специалист по подбору персонала
- Начальник отдела управления кадрами и трудовыми отношениями
- Кадровое делопроизводство
- Архив кадровых документов
- Внедрение профессиональных стандартов в организации
- Рабочее время и время отдыха
Получайте качественные знания в Академии дополнительного образования, которые обязательно пригодятся вам в каждодневной работе!
Курсы на сайте
-
Повышение квалификацииИнформационная безопасность организацииЦена курса:25 000
-
Цена курса:30 000
-
Повышение квалификацииПрофессиональный уход за пациентами: технологии выполнения медицинских услуг, оказываемых младшей медицинской сестрой по уходу за больнымиЦена курса:4 500