Стратегическое управление в бизнесе
Стратегия – как много в этом слове для сердца русского руководителя слилось, как много в нем отозвалось. Такая классическая форма интерпретации данного понятия становится всё более актуальной для российского бизнеса.
В последнее время большинство компаний серьезно задумываются о стратегическом управлении, а многие даже активно его внедряют. На сегодняшний день это уже не цепная реакция, а четкое понимание собственниками бизнеса ситуации того, что их компании просто необходимо стратегическое управление.
Тяжелые 90-е закончились и на смену им пришел прагматичный ХХI век, в котором большие успехи достигает более обдуманный и расчетливый бизнес. Владельцами большинства предприятий оказались частные собственники, для которых главной задачей является эффективное управление новым приобретением. Собственники понимают, что компания может работать еще результативнее, если продумать стратегию и реализовать действенные механизмы для её выполнения.
Определимся в ключевых понятиях
Стратегия – это наука войны, учение о лучшем расположении и потреблении всех военных сил и средств. Такое определение можно найти в словаре Даля. Если же говорить о стратегии применительно к бизнесу, в многочисленных книгах, посвященных стратегическому управлению, предлагается множество определений данного понятия. В качестве таких определений можно привести следующие:
Стратегия
– обобщающая модель действий, которая необходима для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу, стратегия представляет собой набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности (А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд);
– унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия (Глюк);
– модель (образ поведения) в потоке будущих действий или решений (Минтсберг, Мак Хьюг).
Данные определения формируют понимание того, что ключевыми словами являются: план, модель, интеграция, цель и будущее. Именно в светлое будущее держат свой путь руководители, принявшие внутреннее решение внедрить стратегию в свою компанию. Но путь этот весьма сложный, поскольку на нем встречается множество препятствий и трудностей. Практика показывает, что даже тщательно разработанная система стратегического управления во многих случаях не дает ожидаемого эффекта и требует неоправданно высоких ресурсозатрат (человеческих, временных, финансовых и т. д.).
Благодаря этому многие руководители часто задаются вопросом о своевременности внедрения системы стратегического управления. Действительно, с какого момента компаниям реально необходимо именно стратегическое управление? Большинство экспертов разделяют мнение, что с самого начала развития компании. Дело в том, что объемы применения инструментов стратегического управления существенно отличаются на огромном предприятии и в маленькой фирме.
Архитектура стратегического управления:
– Определение и формирование целей организации;
– Формулирование миссии, видения и стратегических намерений организации;
– Трансляция целей организации на уровень стратегии в виде данности: вектора целей;
– Стратегический анализ внешней и внутренней среды бизнеса;
– Разработка стратегии;
– Формализация стратегии;
– Оценка формализованных стратегических альтернатив;
– Стратегическое планирование;
– Реализация стратегии;
– Мониторинг, контроль и изменения.
При упрощении данной схемы можно свести процесс стратегического управления к трем основным этапам, которые неизменно связаны друг c другом:
– стратегический анализ;
– разработка стратегии;
– реализация стратегии.
Практики стратегического управления считают основополагающими следующие утверждения:
1. При разработке стратегии необходимо помнить, что она должна быть согласована внутри компании. Таким образом, в первую очередь следует добиваться не обеспечения абсолютной правильности намеченного пути, а того, чтобы разработанная стратегия была обязательно согласована с менеджерами компании, которые должны её реализовывать. Такое утверждение на первый взгляд кажется парадоксальным, но, тем не менее, доказывается практикой;
2. При обращении к консультантам нужно четко представлять себе тот объем услуг, который они могут предложить. Распространенной ошибкой является ожидание от консультантов готовых решений. Но это неправильно. Стратегия компании должна формулироваться самостоятельно, а приглашенные консультанты помогут разработать методы её реализации и не более того;
3. При обращении к литературным источникам возникает еще одна проблема. Если сравнить два любых учебника по финансам и экономике, то выясниться, что 80% информации в них совпадает. Формируется прямо противоположная ситуация касательно исследований по стратегии – не существует почти одинаковых по содержанию книг. Дело в том, что стратегическое управление – это, с одной стороны, одна из самых слабоструктурированных областей менеджмента, а с другой – мощный инструмент, которым еще важно научиться пользоваться. Единственное, чем похожи книги по стратегическому управлению, так это трактовой стратегического анализа. Практически в любой книге по стратегическому менеджменту раскрывается большое количество матриц, которые предназначены для стратегического анализа и выработки стратегии. При этом практика показывает, что никто эти матрицы не применяет.
Поэтому каждый руководитель компании, который принял четкое решение, что стратегия его организации в силу объективных причин просто необходима, должен объективно анализировать и оценивать ситуацию, взаимодействуя со специалистами. При этом важно, чтобы такие специалисты были не теоретиками, а опытными практиками.
Для этого сейчас предостаточно возможностей: книжные издания практиков, консультантов и экспертов по стратегическому управлению, курсы повышения квалификации и бизнес-семинары – всё для развития и выстраивания максимально эффективных бизнес-процессов!
Бор-Раменская Маргарита
Курсы преподавателя на сайте
-
Повышение квалификацииДиректор по PR. Управление общественным мнениемЦена курса:27 000