Академия
Дополнительного
Профессионального
Образования
Гос. лицензия №1342 от 25.03.2015г.
 
+7 812 935-11-22
+7 812 532-12-12
пн-пт 9:30 - 17:30
E-mail: zav@kvalifik.ru
   ПОДПИСКА НА НОВОСТИ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН   
Главная О Компании Лицензия Как записаться Документы Вопросы-ответы Контакты
Главная // Полезная информация // АСУ ТП повысит эффективность работы производства!

АСУ ТП повысит эффективность работы производства!

Автоматизация повсеместно считается главным, наиболее перспективным направлением в развитии промышленного производства. Благодаря освобождению человека от непосредственного участия в производственных процессах, а также высокой концентрации основных операций, значительно улучшаются условия труда и экономические показатели производства.
Задача автоматизации решается путём создания Автоматизированной Системы Управления Предприятием (АСУ П). В настоящее время ведущие фирмы в области промышленной автоматики большое внимание уделяют проблеме использования средств вычислительной техники в сфере управления и регулирования. Для решения этой проблемы предусматривается наращивание объема выпуска устройств вычислительной техники, совершенствование их структуры и методов применения на промышленных предприятиях.
АСУ П – это многоуровневая Информационно-Управляющая Система (ИУС) предприятия.
Условно можно выделить 5 уровней этой системы, имеющих сложные схемы каналов и протоколов обмена данными межу собой. Чаще всего это: УР- система оперативного управления производством (MES - Manufacturing Execution System); УП - управление ресурсами предприятия (ERP - Enterprise Resource Planning); HMI - Human Machine Interface (уровень визуализации и диспетчерского управления); Контроллеры – уровень сбора, обработки данных и управления (PLC - programmable logic controller); Низовая автоматика - полевой нижний уровень системы управления, включающий датчики, исполнительные механизмы, вспомогательное оборудование, обеспечивающее взаимодействие системы управления с технологическим процессом.
Обычно нижние 3 уровня рассматриваются, как единая Автоматизированная Система Управления Технологическим Процессом (АСУ ТП). АСУ ТП – это фундамент АСУ П. Она создается для обеспечения бесперебойной работы объекта с наименьшими технологическими и эксплуатационными затратами, а также с целью решения задач планирования, контроля, учета, анализа и управления производственно-хозяйственной деятельностью.
Эффективность используемой на предприятии АСУ ТП во многом определяется применяемыми средствами автоматизации и квалификацией персонала проектировщиков и специалистов отдела КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики).
Уровень контроллеров – базовый в АСУ ТП. На этом уровне в основном обеспечивается надёжность, гибкость, адаптируемость, быстродействие, открытость системы, а также обмен данными с верхними уровнями АСУ и другими локальными системами управления технологическим процессом.
Ключевой вопрос при проектировании АСУ ТП – «Что использовать в качестве управляющего устройства на этом уровне?».
Можно использовать встраиваемые микропроцессорные устройства, промышленные компьютеры (ПК), PC - совместимые контроллеры или программируемые логические контроллеры (PLC).
Наблюдая за дискуссией экспертов ведущих зарубежных и российских компаний, производящих и использующих устройства автоматики, Марколе (IP Systemes), Лельевр (Factory Systеmes), Пэн (IBM), Ларди (Rockwell Automation), Фавье (Schneider/Modicon), Бриер (Kontron), Марколе (IP Systиmes), Лельевр (Factory Systеmes), Ажеж (Atemation), Максим Финогенов (ООО "ОвенКомплектАвтоматика"), Дмитрий Швецов (ПРОСОФТ), Михаил Варшавский (ЗАО "Траскон Текнолоджи"), можно сделать вывод: в конкурентной борьбе PLC и ПК за место в АСУ ТП пока побеждает PLC. Его доля в АСУ ТП составляет примерно 85% по сравнению с ПК (15%).

Промышленные компьютеры в основном используются в качестве супервизоров на 3 уровне ИСУ, а также для связи систем управления жёсткого реального времени на базе PLC с верхними уровнями АСУ. По мнению специалистов это соотношение в системах автоматизации сохранится в ближайшие 10 лет. Поэтому в академии дополнительного профессионального образование особое внимание уделяется обучению технологии использования PLC СУ ТП (ссылка на программы учебных модулей).

Важным фактором является и то, что производители промышленной автоматики, в ответ на расширяющиеся современные требования промышленности, объединяют детерминистический PLC-характерный стиль управления технологическими процессами с гибкостью конфигурирования и мощностью ПК. Такие устройства получили название – Программируемый Контроллер для Автоматизации (Programmable Automation Controller, PAC – ПКА). Такие устройства позволят PLC удерживать лидерство в АСУ ТП еще долгие годы

Однако низкая квалификация специалистов АСУ ТП препятствует успешному применению современных средств АСУ ТП. По мере совершенствования технологического оборудования, усложнения задач автоматизации повышается роль Информационных Технологий (ИТ) в АСУ. Но на российских предприятиях в настоящее время немногие специалисты ИТ разбираются в работе систем управления на производстве, и лишь немногие инженеры понимают принципы ИТ. Интересные данные приводит Н.П. Деменков (МГТУ им. Н.Э. Баумана). На зарубежных предприятиях один специалист АСУ ТП отлаживает и обслуживает около 400 контуров регулирования АСУ ТП, в России – только от 40 до 50.
Вообще не очень высокая квалификация специалистов, согласно исследованиям иностранных компаний, наблюдается и на зарубежных предприятиях. Именно поэтому там ресурсы самого современного оборудования АСУ ТП используется только примерно на 40-45%. У нас этот показатель ещё ниже – около 18%.
Именно поэтому на подготовку специалистов АСУ ТП необходимо обратить особое внимание. Из-за отсутствия квалифицированных кадров многие компании не могут использовать широкий спектр современных технологий. Повышение квалификации персонала устраняет этот недостаток. Руководители многих компаний понимают, что без решительных изменений в сфере подготовки и переподготовки персонала добиться каких-либо качественных изменений в работе компании невозможно. На это выделяются огромные средства.

Кирилл Пальшин (Журнал "Компания") приводит следующие данные: «Бюджеты отечественных компаний на образование собственных сотрудников поражают воображение. В год на обучение в бизнес-школах и на тренингах из бюджета легко может уйти несколько миллионов долларов. И траты стремительно увеличиваются. По разным оценкам, рост отечественного рынка краткосрочного образования составляет от 15% до 55% в год. Российские корпорации развиваются в соответствии с западными тенденциями. Там, правда, расходы еще выше. По данным экспертов, американские компании тратят на образование собственного персонала более млрд. Ведущие 10% американских фирм обучают 98% своего персонала, а подавляющее большинство участников рынка стараются не отставать – знания за счет работодателя получают более трети сотрудников. Держат заданную планку и в Европе. Во Франции, например, компании тратят до млрд в год на обучение, а в Великобритании и того больше – до млрд.»
А вот данные Ефима Рачевского, директора центра образования "Царицыно" 548.
«Российские работодатели затрачивают на первичное обучение того, кто к ним приходит, порядка 500 миллиардов рублей в год, это 100% от государственного бюджета профессионального образования и 85%-90% от всего бюджета, который приходит в профобразование.
По мнению работодателей, сегодня три четверти сотрудников нуждаются в переобучении, а в 80-90 годах в переобучении нуждались всего лишь 30%-40% работников».
Здесь надо отметить, что такое положение складывается ещё из-за того, что период подготовки специалистов в ВУЗах равен 5-6 годам, а период появления обновлённых средств автоматизации 3-4 года. Как правило, в ВУЗах изучают известные на текущий момент технологии и технику, но к концу обучения уже появятся новые технологии, подходы к оценке эффективности средств автоматизации. Поэтому молодые специалисты, не имеющие опыта работы в крупной компании, вынуждены сразу после окончания ВУЗа идти на доучивание.
Кроме того, в России подготовка в высшем учебном заведении в настоящее время по большей части теоретическая. Студенты не занимаются никакой практикой, руками ничего не делают. Всё больше преподавание ведётся по голосу, без развития практических навыков. Результат такого обучения очень низкий.
Вместе с тем, психологи утверждают, что мы запоминаем:
  • 10% того, что читаем;
  • 20% того, что слышим;
  • 30% того, что видим;
  • 50% того, что слышим и видим;
  • 100% того, что проходит через наши руки.
Учитывая это, на курсах повышения квалификации по АСУ ТП 60% учебного времени мы используем для практической работы с реальным оборудованием и программным обеспечением.
 
  
Время прочтения: